Правила монтажа и демонтажа шин
41. Монтажные и демонтажные работы по шинам должны
выполняться в шиномонтажном отделении с применением
специального оборудования, приспособлений и инструмента
(Приложение 8) в соответствии с "Типовыми технологическими
картами шиномонтажных работ и технического обслуживания
автомобильных шин" (издательство "Транспорт" 1988г.).
42. Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие,
соответствующие по размерам и типам шипы, камеры и ободные
ленты, ободья и их элементы.
43. Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при
температуре ниже нуля, перед монтажом должны быть выдержаны в
нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4
часов.
44. Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и
внутри с помощью борторасширителя или других приспособлений.
При обнаружении производственных или эксплуатационных дефектов
в шинах их не разрешается применять для монтажа (Приложение
9). Посторонние предметы должны быть изъяты из шины (камни,
гвозди и др.).
Перед монтажом шины на обод необходимо смазать борт шины и
посадочное место обода смазкой (ГОСТ 13032), а камеру снаружи
припудрить тальком.
45. Перед монтажом камеры проверяются на герметичность в
ваннах или других резервуарах с водой.
46. Поверхность ободьев должна быть очищена от ржавчины и
покрашена лаком или краской для металла.
Ободья и их элементы не допускаются к монтажу при
обнаружении на них: деформаций, трещин, острых кромок и
заусенцев, ржавчины, разработки крепежных отверстий более
размеров, указанных в стандартах па автомобильные колеса (ОСТ
37.001.429-86, ГОСТ 10409, ОСТ 37.001.479-88 (ИСО 4209/2-87) и
ГОСТ 28744).
47. При монтаже шины на обод необходимо обеспечить
совмещение балансировочной метки на боковине шины с
вентилем.
48. При получении новых ободьев отдельно или на
автомобилях, а также в период эксплуатации рекомендуется
проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение.
Для автомобильных колес с неразборным ободом, его биение не
должно превышать значений, указанных в
табл. 1, а с разборным
ободом - в
табл.2.
Таблица 1.
Тип автотранспортного средства |
Условное обозначение номинального диаметра обода, дюймы |
Наименование стандарта |
Биение, мм |
радиальное |
осевое |
легковые автомобили |
12, 13 |
ОСТ 37.001.429-86 |
1,0 |
0,7 |
14, 15, 16 |
1,2 |
1,2 |
грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы и прицепы |
12, 13, 14, 15, 16 |
- " - |
1,2 |
1,2 |
Таблица 2.
Условное
обозначение типоразмера обода колеса |
Наименование
стандарта |
Биение, мм |
радиальное |
осевое |
от 5,0-15 до 6,5-20 |
включительно по ГОСТ 10409 |
2,5 |
2,0 |
от 7,0-15 до 7,0-20 |
- " - |
- " - |
2,5 |
2,5 |
от 7,5-15 до 8,5-20 |
- " - |
- " - |
3,0 |
2,5 |
от 9,0-20 до 10,0-24 |
- " - |
- " - |
5,0 |
5,0 |
465-228 |
- " - |
по ГОСТ 28744 |
4,0 |
4,0 |
515-254 |
- " - |
по ГОСТ 28744 |
4,0 |
4,0 |
49. В автотранспортных предприятиях необходимо производить
балансировку колес в сборе после каждого монтажа шины и при
каждом втором техническом обслуживании (ТО-2).
Балансировка производится со снятием колес с автомобиля или
непосредственно на автомобиле с использованием при этом
стационарных или передвижных станков. Перед балансировкой шины
должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних
предметов.
50. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо
соблюдать следующие правила по технике безопасности:
а) шиномонтажники должны пройти инструктаж по
монтажно-демонтажным работам;
б) производить сборку обода с шиной только установленного
размера для данной марки автомобиля;
в) перед демонтажем шины с обода необходимо полностью
выпустить из шины воздух;
г) перед накачиванием шин на разборных ободьях с болтовыми
соединениями необходимо убедиться, что все гайки затянуты
одинаково, в соответствии с Руководством (Инструкцией) по
эксплуатации автомобиля;
не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы
одной гайки;
д) накачивание шины в сборе с ободом в шиномонтажном
отделении производится в специальном металлическом ограждении,
способном защитить обслуживающий персонал при самопроизвольном
демонтаже;
е) при накачивании шипы необходимо пользоваться
специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины)
со шлангом от воздухораздаточной точки и обеспечивающими
прохождение воздуха через золотник;
ж) в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода
после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины,
демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную
посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины
на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
з) в целях уменьшения осевого и радиального биения колеса
затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо
производить в следующей последовательности: сначала завернуть
верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей,
остальные гайки завертывать также попарно (крест на крест),
постепенно в той же последовательности завернуть все гайки в
соответствии с Руководством (Инструкцией) по эксплуатации
автомобиля;
и) перед вывешиванием снимаемого колеса на домкрате
необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом, включить
первую скорость в коробке передач и положить под остальные
колеса упоры для предотвращения скатывания автомобиля при
подъеме на домкрат, ослабить затяжку гаек крепления колеса,
после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и спять
колесо.
51. 3апрещается:
а) демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
б) исправление, положения бортовых и замочных колец, когда
шина находится под давлением;
в) демонтаж с автомобиля одного из сдвоенных колес без
применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на
выступающий предмет;
г) не допускается применение кувалд и подобных предметов
при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать
детали колес.
52. Для предохранения золотников от загрязнения и
повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими,
пластмассовыми или резиновыми колпачками.
Запрещается: заменять золотники различного рода
заглушками.
53. Монтажно-демонтажные работы в пути водителем
выполняются инструментом, имеющемся в наборе.
54. При установке сдвоенных колес на ось автомобиля
необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения
возможности доступа к вентилю шины внутреннего колеса при
замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия
наружного колеса. |