Краткие сведения о пневматических шинах
1. Пневматические шины являются одним из основных элементов
ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации шины обеспечивают смягчение
возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации,
передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с
дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения,
динамичность и плавность хода, проходимость в различных
условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и
шумообразование.
Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу
герметизации, конструкции и форме профиля.
2. В зависимости от назначения различают пневматические
шины для легковых и грузовых автомобилей:
- шины легковых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 4754 "Шины
пневматические легковых автомобилей, прицепов к ним, легких
грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости";
- шины грузовых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ-5513 "Шины
пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов,
автобусов и троллейбусов";
- шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением
воздуха, выпускаемых по ГОСТ 13298 "Шины с регулируемым
давлением".
3. По способу герметизации различают камерные и бескамерные
пневматические шины:
- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная
полость образуется камерой (рис. 1 Приложения 1);
- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой
воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса;
герметизация достигается за счет герметизирующего слоя резины
(рис. 2 Приложения 1).
4. По конструкции различают диагональные и радиальные
шины:
- в диагональных шинах (рис. За Приложения 1) нити корда
каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в
средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса
и брекера 45° - 60°; такое расположение нитей корда в каркасе
и брекере называется диагональным;
- в радиальных шинах (рис. 3б Приложения 1) нити корда во
всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол
наклона, близкий к нулю, т. е. нити корда в смежных слоях
параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом;
такое расположение нитей корда называется меридиональным или
радиальным; в брекере этих шин нити корда в смежных слоях
пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося
слоя каркаса, т. е. расположены диагонально.
Радиальные шины выпускаются трех видов: - с
металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с
металлокордом в брекере (комбинированные); с кордом из
синтетических волокон в каркасе и брекере (текстильные).
5. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от
соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают
шины:
- обычного профиля - Н/В >0,89;
- широкопрофильные - Н/В = 0,5-0,9;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7-0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В <0,7;
- арочные - Н/В = 0,39-0,5.
6. В комплект пневматических шин входят:
а) для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера
с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
б) для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера
с вентилем и ободная лента;
в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей
-покрышка.
7. Характеристика деталей шин:
а) покрышка - горообразная оболочка пневматической шины,
непосредственно воспринимающая усилия, действующие при
эксплуатации;
б) камера - герметичная горообразная эластичная оболочка,
заполняемая воздухом или газом;
в) вентиль камеры или бескамерные шины - обратный воздушный
клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска
воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;
г) ободная лента - профилированное эластичное резиновое
кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом
колеса. Ободная лента применяется в камерных шинах грузовых
автомобилей в целях предохранения камер от повреждений.
8. В зависимости от назначения автомобильные шины имеют
следующие типы рисунка протектора (Приложение 2):
а) дорожный рисунок протектора, состоящий из ребер,
расчлененных щелевидными прорезями. Шины с дорожным рисунком
протектора (рис. 4) предназначены для эксплуатации
преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным
покрытием (I, II, III категорий - типы дорожных покрытий и
категории дорог установлены в соответствии с требованиями СНиП
2.05.02-85);
б) универсальный рисунок протектора
(рис. 5), состоящий из
шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям. Шины с универсальным рисунком
протектора предназначены для эксплуатации на дорогах
преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием
(III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V
категорий);
в) рисунок протектора повышенной проходимости
(рис. 6),
состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими
выемками. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости
предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на
мягких грунтах (на боковине шины имеется знак направления
вращения колеса в виде стрелки.);
г) направленный рисунок протектора
(рис. 7) - не
симметричный относительно радиальной плоскости (на боковине
шины имеется знак направления вращения колеса в виде
стрелки.);
д) зимний рисунок протектора (рис. 8) - имеет выступы с
острыми кромками. Шины с зимним рисунком протектора
предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых
дорогах (преимущественно используются с шипами
противоскольжения). |